Samuel Alman
(18
77
-1
947
)
Сэмюэл Альман (еврейский оригинал имени: Шмил или Шмуэл Альман; англ. Samuel Alman Сэмюэл Олман; 1877, Соболевка Гайсинского уезда Подольской губернии - 1947, Лондон) - британский еврейский композитор, автор синагогальной литургической музыки, дирижёр. Самуил Нухимович Альман родился 7 августа 1877 года в Соболевке (ныне Винницкой области Украины) в хасидской семье. Отец, Нухим, талмудист и музыкант. Мать, Сара-Батья, дочь местного раввина, писала на идише стихи и песни, известные как в самом местечке, так и в его окрестностях. Учился в хедере, с 5 лет пел в синагогальном хоре (альт) в Соболевке. В 13 лет уже читал ноты с листа. Обучался пению у кантора в Сороках. С 1895 года учился сначала в Одесской, затем в Кишинёвской консераториях. В Одессе играл в военном оркестре. В Кишинёве попал под сильное влияние знаменитого кантора Розумного и начал сочинять литургическую музыку. После Кишинёвского погрома 1903 года покинул город. Жил в Варшаве, затем в Лондоне, где закончил Гилдхоллскую школу музыки и Королевский музыкальный колледж. После окончания колледжа был хормейстером в различных хоровых группах и синагогах Лондона. Специально для Еврейского народного театра Файнмана (Feinman’s Yiddish People’s Theatre) на Commercial Road в лондонском Истэнде написал первую еврейскую оперу «Мэйлех Охус» (Царь Ахаз) на библейские сюжеты с собственным либретто на идише по роману Авраама Мапу «Ашмат Шомрон» (иврит: Вина Самарии). Первый сезон театра Файнмана открылся в марте 1912 года постановкой этой оперы с Альманом за дирижёрским пультом. В роли царя Ахаза и постановщика оперы выступил баритон Иосиф Виноградов (Вайнштейн, 1868-1930); в первой постановке дебютировал на оперной сцене известный британский баритон Марк Рафаэл (Mark Raphael). В последующие годы Альман осуществил в этом театре постановки классических произведений мирового оперного репертуара в собственных переводах на идиш - «Риголетто» Джузеппе Верди, «Сельская честь» Пьетро Масканьи, «Фауст» Шарля Гуно, «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини и др. С 1916 года Самуил Альман был хормейстером Хэмпстедской синагоги (Hampstead Synagogue), затем Далстонской синагоги (Dalston Synagogue) в Северном Лондоне (North London) и, наконец, Большой синагоги (Great Synagogue) на Duke’s Place. Руководил хоровым обществом им. Галеви (Halevy Choral Society) и Лондонским канторским хором. Самуил Альман - автор литургических произведений, которые входят в канон современного канторского репертуара. Его стиль тесно связан с канторскими традициями Юга России, в первую очередь канторов Нисн Спивака и Залмена Розумного (Соломон Разумный, 1866-1905), а также венского кантора Соломона Зульцера. Он также автор хоровых обработок еврейских народных песен и романсов на идише и статей о еврейской музыке. В гармонизации своих камерных произведений Альман развивал традиции импрессионистского стиля Клода Дебюсси в сочетании с мелодическими чертами традиционных песнопений восточноевропейских евреев, придающих произведениям мистическую атмосферу. Среди его опубликованных работ - сборник литургических композиций для Субботней и будничных служб «Ширей Бейс-hаКнесес» (Синагогальные песни) для кантора в сопровождении хора в двух томах (1925, 1938); «Псалом 15» (1915) для хора и органа, «Псалом 133» (1934) для хора и фортепиано; «Ми Адир» и «Шева Брахот» (1930) для кантора и органа; «Этика отцов» (1928); песни на иврите на стихи Х. Н. Бялика, Ш. Черниховского, З. Шнеура; ряд композиций для струнных инструментов, в том числе квартет-сюита «Эбраика» (Ebraica: String Quartet, Oxford University Press: Лондон-Нью-Йорк, 1932), композиций для фортепиано и органа. В 1930 году С. Альман издал сборник литургических композиций своего учителя кантора Эфроима Залмена Розумного в собственных арранжировках («Ширей Розумный» - Песни Розумного, M.L. Cailingold: Лондон, 1930, см. обложку), в 1933 году - дополнение к вышедшей в 1899 году книге Ф. Когена «Молитвенный глас и восхваление» под названием «A Handbook of Synagogue Music: Blue Book» (Учебник синагогальной музыки: голубая книга).
с дополнениями
Simulacrum
[78RPM]
Kol Nidrei
Gershon Sirota
Columbia
UK
9546
(AX3696)
1931
Lo Amut
(
Samuel Alman
)
Mark Raphael
Columbia 4774 (A5098)
1928
Retsey (
Isaac Shlossberg
)
Gershon Sirota
Columbia
57032-F (AX3650)
1928
Retsey (
Isaac Shlossberg
)
Gershon Sirota
Columbia
UK 9455 (AX3650)
1928
Shm
a
V
e
tismach Zion (
Dawid Ajzensztadt
)
Gershon Sirota
Columbia 57032-F (AX 3648)
1928
Shm
a
V
e
tismach Zion (
Dawid Ajzensztadt
)
Gershon Sirota
Columbia
UK 9455 (AX 3648)
1928
[
33
RPM]
Hineni
(
Samuel Alman
)
London Jewish Male Choir
Chay 1003
1975
Lo Amut
(
Samuel Alman
)
Mark Raphael
Musique Internationale
M
-7381
1983
Nileh (
Samuel Alman
)
Moshe Koussevitzky
Famous Records FAM1014
Retsey (
Isaac Shlossberg
)
Gershon Sirota
Collectors Guild CG591
1959
Retsey (
Isaac Shlossberg
)
Gershon Sirota
The Greater Recording
GRC 66
1965
Retsey (
Isaac Shlossberg
)
Gershon Sirota
Galton 5741
Ribono Shel Olam
(
Samuel Alman
)
Lawrence Avery
International Jewish Music Library
JML
381
1
1974
Shm
a
V
e
tismach Zion (
Dawid Ajzensztadt
)
Gershon Sirota
Collectors Guild CG591
1959
conducted by
Samuel Alman
Last update
21-03-2020