Mischa Elman
(1891-19
6
7)
Эльман Миша (Михаил Саулович; Elman, Mischa; 1891, местечко Тальное, Киевская губерния, – 1967, Нью-Йорк), скрипач. Дед Эльмана был клезмером, отец преподавал иврит и Библию, был также скрипачом-любителем. С четырех лет Эльман начал заниматься игрой на скрипке с отцом, затем его отправили в Императорскую музыкальную школу в Одессе, где он учился у А. Фидельмана. В пятилетнем возрасте Эльман дал свой первый концерт. В 1901 г. игру Эльмана услышал Л. Ауэр и предложил ему место в своем классе в Санкт-Петербургской консерватории, для чего добился, угрожая собственной отставкой, права для всей семьи Эльмана на переезд в Санкт-Петербург. Эльман стал любимым учеником Ауэра. В 1904 г. он дал концерт в Санкт-Петербурге, заменив самого Ауэра, сказавшегося больным, и исполнил «Вечное движение» Н. Паганини и концерт Ф. Мендельсона (шесть раз играл на бис). В том же году дебютировал за пределами России — вначале в Берлине, где имел колоссальный успех; ему предложили ангажементы на концерты в разных городах Германии. В 1905 г. состоялся один из триумфальных концертов Эльмана — его дебют в Лондоне, где он исполнил сложнейший концерт П. Чайковского, по словам критиков, с легкостью преодолевая технические трудности и интерпретируя сочинение в духе композитора. (Сам Ауэр, которому Чайковский сначала посвятил этот концерт, считал, что сыграть его невозможно, и Чайковский снял посвящение.) В 1906 г. Эльман исполнил в Лондоне концерт Брамса, входивший тогда в репертуар лишь некоторых зрелых скрипачей. Интерпретация 15-летнего Эльмана была признана критиками глубокой, экспрессивной и технически совершенной. К этому времени пресса оценивала Эльмана не как вундеркинда, но как зрелого музыканта, отмечая глубину звука, мастерство фразировки, совершенство замысла и владения формой. В 1908 г. состоялся дебют Эльмана в США: в Нью-Йорке он исполнил концерт Чайковского с Русским симфоническим оркестром под управлением М. Альтшулера (1873–1963), затем дал первый сольный концерт в Карнеги-холл. С этого года Эльман активно и успешно концертировал в Америке и Европе. Выступая перед английской королевской семьей вместе с Э. Карузо, Эльман подружился с певцом и впоследствии в Нью-Йорке много выступал с ним и сделал ряд записей. В 1914 г. Эльман получил от императора Николая II освобождение от воинской службы, сопровождавшееся словами: «Россия не желала бы наносить ущерба одному из своих великих гениев». Вскоре Эльман переехал в США, где в 1923 г. получил гражданство. В 1924 г. Эльман практически прервал свою деятельность солиста и занялся камерной музыкой, основав Эльман-квартет. В 1936–37 гг. Эльман вернулся на сцену как солист, дав в Карнеги-холл цикл из пяти концертов и включив в программы 15 наиболее исполнявшихся в то время концертов для скрипки с оркестром. Один из наиболее значительных концертов последних лет жизни Эльмана состоялся в Лондоне, в зале Альберт-холл, который он особенно любил, где в 70-летнем возрасте он исполнил концерты Брамса и Мендельсона (редкий случай даже для молодых музыкантов исполнения двух сложнейших концертов в одной программе). Эльман был первым исполнителем посвященного ему скрипичного концерта Б. Мартину (1944) и «Экстаза-поэмы» Э. Изаи. Эльман занимался и композицией: сочинил оперетту, ряд пьес для скрипки и фортепиано (наиболее известные из них — «Романс» и «Гондола»), обработки народных песен и песен различных авторов, сделал ряд переложений для скрипки и фортепиано (в том числе фортепианных произведений Бетховена, Шуберта и Рахманинова). Был первым исполнителем нескольких посвященных ему произведений. Эльман — один из выдающихся скрипачей 20 в., вошедший в историю скрипичного искусства как наиболее замечательный представитель ауэровской школы и первый из учеников Л. Ауэра, прославивший эту школу на весь мир. Эльман — создатель особого, «эльмановского» стиля, отличающегося мелодичностью и совершенством техники исполнения. По мнению американского музыкального критика Д. Брука, особенностью игры Эльмана было не техническое мастерство и не красота звука, но «то свойство еврейской духовности, которое артисты еврейского происхождения способны вложить в музыку мрачного настроения». О жизни Эльмана его отец написал книгу «Воспоминания отца Миши Эльмана» (Н.-Й., 1933).
КЕЭ, том 10, кол. 617–618
[78RPM]
Eli, Eli
(
Jacob Koppel Sandler
)
Mischa Elman & Emanuel Balaban
Gramophone 3-07963
1921
Eli, Eli
(
Jacob Koppel Sandler
)
Mischa Elman & Emanuel Balaban
Gramophone DB-233
1921
Eli, Eli
(
Jacob Koppel Sandler
)
Mischa Elman & Emanuel Balaban
Victor 74732
1921
Eli, Eli
(
Jacob Koppel Sandler
)
Mischa Elman & Emanuel Balaban
Victrola 6098-A
1921
Hebrew Melody
Op. 33
(Joseph Achron)
Mischa Elman & Leopold Mittman
Victor 11-9111-A
Kol Nidrei
Op. 47
(
Max Bruch
)
Mischa Elman & Josef Bonime
Gramophone 3-07913
191
9
Kol Nidrei
Op. 47
(
Max Bruch
)
Mischa Elman & Josef Bonime
Gramophone DB-233
191
9
Kol Nidrei
Op. 47
(
Max Bruch
)
Mischa Elman & Josef Bonime
Victor 6098
191
9
Kol Nidrei
Op. 47
(
Max Bruch
)
Mischa Elman & Josef Bonime
Victrola 74601
191
9
[33RPM]
Danse Hebraique (
Josef Bonime
)
Mischa Elman & Joseph Seiger
Vanguard VRS-1099
1962
Dance
o
f
t
he Rebitsen (
George Perlman
)
Mischa Elman & Joseph Seiger
Vanguard VRS-1099
1962
Eli, Eli (
Jacob Koppel Sandler
)
Mischa Elman & Joseph Seiger
Vanguard VRS-1099
19
62
Hebrew Melody
Op. 33 (
Joseph Achron
)
Mischa Elman & Joseph Seiger
Vanguard VRS-1099
1962
Rozhinkes Mit Mandlen
(
Abraham
G
oldfaden
)
Mischa Elman & Joseph Seiger
Vanguard VRS-1099
1962
The Chassid
(
Julius Chajes
)
Mischa Elman & Joseph Seiger
Vanguard VRS-1099
1962
Last update
13-04-2021