Jascha Heifetz
(1
901
-19
87
)
Хейфец Яша (Иосеф; Heifetz, Jascha; 1901, Вильно, – 1987, Беверли-Хилс, США), скрипач-виртуоз, признанный современниками «королем скрипачей». Научился игре у отца-клезмера, Рувима Хейфеца, в 1905–1909 гг. брал уроки у Э. Малкина (впоследствии — ученика Л. Ауэра). Стал играть на слух еще до того, как выучился нотной грамоте. Публично выступал с пяти лет, в шестилетнем возрасте исполнил в Ковно (Каунас) на трехчетвертной скрипке (скрипке неполного размера, предназначенной для детей) концерт Ф. Мендельсона в сопровождении оркестра. Через год принял участие в концертах Общества еврейской народной музыки в Петербурге. К десяти годам в репертуаре Хейфеца были многочисленные пьесы, а также концерты для скрипки с оркестром М. Бруха, П. Чайковского и других. В 1911–16 гг. учился в Петербургской консерватории у И. Налбандяна и Л. Ауэра. По предложению Ауэра директор консерватории А. Глазунов зачислил «студентом» также отца юного музыканта, чтобы тот имел возможность получить право жительства в столице и присматривать за сыном. В 1912 г. Хейфец впервые выступил за границей, в Берлине, с оркестром под управлением А. Никиша. Затем с большим успехом выступал с сольными концертными программами в Гамбурге, Лейпциге, Праге, Христиании (Осло) и других городах. В годы учебы совершил также несколько турне по городам России. В 1917 г. поселился в США. Его первый концерт состоялся в Карнеги-Холл (в Нью-Йорке). В 1920-е гг. гастролировал в Европе, Латинской Америке, странах Ближнего Востока, в том числе в Эрец-Исраэль в 1926 г. Выручка от концертов в Тель-Авиве пошла в фонд культурных нужд города (один из концертных залов города был назван именем Хейфеца). После обретения Израилем независимости Хейфец неоднократно приезжал в страну (1950, 1953, 1967, 1970), выступал в сольных концертах, камерных ансамблях и в сопровождении Израильского филармонического оркестра. (На одном из выступлений в 1953 г. он исполнил сонату Р. Штрауса, нарушив негласный бойкот произведений композитора, обвинявшегося в сотрудничестве с нацистами, и подвергся нападению юного экстремиста, ударившего скрипача по руке.) Музыкальная критика единодушно признала исполнительское мастерство Хейфеца уникальным явлением искусства 20 в. Непревзойденная техника, чарующая красота звука и величавость сценической позы и жеста производили незабываемое впечатление на слушателей многих стран. Под маской невозмутимости, за образом «скрипача-автомата» скрывалась огненно-страстная и романтическая натура. Вопреки своему широко известному скептицизму и язвительному остроумию, Б. Шоу сказал об игре Хейфеца: она «опровергает аксиому, что в этом мире нет ничего совершенного». Творческое наследие Хейфеца (свыше 170 пластинок, магнитных записей и видеолент) охватывает все наиболее значительные произведения мировой скрипичной музыки. Он впервые сыграл посвященные ему произведения композиторов-современников: концерт М. Кастельнуово-Тедеско для скрипки с оркестром («Пророки»,1933; дирижер А. Тосканини), его же Фантазию на темы оперы Россини «Севильский цирюльник»; концерт № 3 И. Ахрона (в 1939 г.), а также концерты У. Уолтона (в 1939 г.), Л. Грюнберга (1884–1964; в 1944 г.), Э. В. Корнгольда (1897–1957; в 1945 г.). Благодаря исполнению Хейфеца вошли в мировую классику ранее редко исполнявшиеся концерты Я. Сибелиуса, Э. Элгара и концерт № 2 С. Прокофьева. Однако Хейфецу казалось чуждым творчество А. Шёнберга, и в 1936 г. он отказался исполнять предложенный ему концерт композитора. Высочайшее мастерство проявил Хейфец в области исполнения камерных произведений, выступая с такими партнерами, как А. Рубинштейн, Г. Пятигорский, И. Фридман (1882–1948, виолончелист Э. Фойерман, альтист У. Примроз. Он выступал также в качестве пианиста, дирижера, композитора. Хейфец успешно занимался музыкальной транскрипцией. Ему принадлежат свыше 100 обработок для скрипки произведений Я. Н. Гуммеля, К. Дебюсси, М. Равеля, Дж. Гершвина, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, Г. Динику и многих других композиторов. С 1962 г. Хейфец занимался педагогической работой, вел мастер-класс игры на скрипке в университете штата Калифорния в Лос-Анджелесе. Среди его учеников: Э. Фридман, лауреат Международного конкурса имени Чайковского в Москве в 1966 г., и Э. Фодор, лауреат того же конкурса в 1974 г. (второе место при неприсужденном первом).
КЕЭ, том 9, кол. 755–756
[78RPM]
Hebrew Dance
Op. 35, No. 1
(Joseph Achron)
Jascha Heifetz & Isidor Achron
Victrola 6491-A
1924
Hebrew Dance
(
Joseph Achron - Jascha Heifetz
)
Bronslaw Gimpel & Artur Balsam
Vox 665-B
1947
Hebrew Lulla
by Op. 35, No. 2
(Joseph Achron)
Jascha Heifetz & Samuel Chotzinow
Victrola
970-
B
1922
Hebrew
Melody Op. 33
(Joseph Achron)
Jascha Heifetz & Isidor Achron
Victrola 6695-A
1926
Hebrew
Melody Op. 33
(Joseph Achron)
Jascha Heifetz & Emanuel Bay
RCA Victor 11-9572-A
1947
Hebr
ew Melody Op. 33
(Joseph Achron)
Jascha Heifetz & Josef Pasternack orchestra
Victrola 6160-A
1917
Stimmung
Op. 3
2
, No. 1
(Joseph Achron)
Jascha Heifetz & Isidor Achron
Victor 1048-B
1924
[
33
RPM]
Dance
№4
(
Alexander Krein
)
Leonid Kogan & Naum Valter
ВСГ
33С-0745
1963
Dance
№4
(
Alexander Krein
)
Leonid Kogan & Naum Valter
ВСГ
33Д-013063
1963
Hebrew Lulla
by Op. 35, No. 2
(Joseph Achron)
Jascha Heifetz & Samuel Chotzinow
RCA Victor ARM4-0942
1975
Hebrew
Melody Op. 33
(Joseph Achron)
Jascha Heifetz & Emanuel Bay
RCA Gold Seal
AGL1-4875 (e)
1975
Hebrew
Melody Op. 33
(Joseph Achron)
Jascha Heifetz & Emanuel Bay
RCA Red Seal
LSB 4072
1971
Hebrew
Melody Op. 33
(Joseph Achron)
Jascha Heifetz & Emanuel Bay
RCA Red Seal
LSC-3233
1976
Hebrew
Melody Op. 33
(Joseph Achron)
Jascha Heifetz & Emanuel Bay
RCA Red Seal
RVC-2011
1976
arranged by
Jascha Heifetz
ВСГ
-
Всесоюзная студия грамзаписи
Last update
11-08-2018